Украинский флот и судостроение
3 августа 2018 | Разместил admin в Инфраструктура, Промышленность, Транспорт |
Одним из наглядных свидетельств отсутствия интереса чиновников к морю (или, напротив, острого конфликта интересов) стала зависшая в недрах Кабмина новая редакция Морской доктрины до 2035 г., которую не могут утвердить вот уже два года.
Согласно этому документу потеря Украиной выходов к морю вследствие событий последних лет может привести к потере 25% промышленного потенциала и убыткам до $1 трлн.
Подводя итоги развития (точнее — деградации) украинского флота за годы независимости, авторы указывают, что за период 1990—2014 гг. объем морских перевозок грузов сократился с 53,2 млн. т до 3,2 млн. т, т. е. в 17 раз. Фактически перевозки под украинским флагом прекратились. А в общей структуре грузоперевозок страны доля морского транспорта составляет лишь 0,2%.
И если в 1993-м флот под украинским флагом составлял 0,9% общемирового (дедвейт* 6177 тыс. т), то к 2015 г. дедвейт сократился до 477 тыс. т, а доля флота — до 0,03% общемирового.
С 1991-го по 2017 г. количество судов под украинским флагом водоизмещением 5 тыс. т и больше сократилось с 375 до 40. Вместе с тем около 200 средних и крупных судов, принадлежащих украинским собственникам, бороздят моря и океаны под иностранными флагами.
За этот же период пассажирский флот сократился с 2,5 тыс. (в т. ч. 150 — на воздушных крыльях) до 115 судов (12 на воздушных крыльях, из них четыре — в рабочем состоянии).
Об отсталости флота свидетельствует возраст судов (как правило, старше 20 лет) и объем контейнерных перевозок, которые в общей массе составляют менее 1%, тогда как в мире этот показатель — 16,6%. Около 7% грузов через украинские порты перевозится под флагом Украины. Остальная доля — под флагами других стран.
Говоря о состоянии военно-морского флота, авторы приводят статистику, согласно которой за годы независимости из состава ВМСУ было списано 19 боевых кораблей и катеров, 45 судов обеспечения и 39 летательных аппаратов. Вместо них состав пополнили четыре боевых корабля.
За исключением фрегата «Гетман Сагайдачный» и четырех бронекатеров проекта 5810 типа «Гюрза», весь остальной флот эксплуатируется на 10—15 лет больше планового срока. Большинство комплектующих и боеприпасов в Украине не производятся. Создавать их производство невыгодно, а закупать у РФ — проблематично.
Вместе с Крымом Украина потеряла пять портов и 10% общей портовой перевалки. Контроль Россией Керченского пролива ставит под угрозу еще 12,6% грузопотока через порты Мариуполь и Бердянск.
В Севастополе были расположены два крупнейших в стране научных учреждения, занимавшиеся океанологией, океанографией и экологией моря, — Морской гидрофизический институт и Институт биологии южных морей НАН Украины. 100% академиков и членов-корреспондентов НАНУ, работавших в этих направлениях, были выходцами из Крыма. Научный потенциал в этих областях Украиной потерян.
Аннексия Крыма привела к потере активов ПАО «Черноморнефтегаз», по состоянию на 2013 г. добывавшего около 100 тыс. т нефти и 1,651 млрд. куб. м газа. Утрачен контроль над частью морского шельфа, приостановлены инвестиционные проекты с участием иностранных инвесторов по разведке и освоению перспективных участков, в т. ч. нетрадиционных источников топлива — газогидратов.
как утверждают в ассоциации «Укрсудпром», объединяющей крупнейшие судостроительные/судоремонтные заводы, предприятия морского машиностроения и приборостроения, а также проектные организации, судостроительная отрасль Украины «уже оттолкнулась от дна».
В 2017 г. объем реализованной судостроителями продукции по сравнению с 2016-м увеличился более чем в полтора раза — до 2,38 млрд. грн. Непосредственно доля судостроения составила более 1,55 млрд. грн. Всего было построено 16 и отремонтировано 187 плавсредств.
В течение минувшего года на предприятиях отрасли создано более 300 новых рабочих мест, увеличился уровень средней заработной платы, на 20% возросли отчисления в бюджет.
Предприятия осваивают производство типов судов, конкурентоспособных на мировом рынке (танкеры-продуктовозы, балкеры, универсальные суда, рефрижераторы, суда типа «река-море», плавкраны большой грузоподъемности, плавдоки, рыбопромысловые суда).
Украинское судостроение. Так, по итогам минувшего года крупнейший производитель морских судов в Украине — компания Smart Maritime Group (SMG) Вадима Новинского, владеющая Николаевской и Херсонской верфями, увеличила объем модернизации и ремонта судов до 78 против 46 в 2016 г. Хотя консолидированная выручка за выполненные работы — 317 млн. грн. — оказалась на 19% меньше предыдущего периода.
По данным SMG, самым сложным и успешно реализованным контрактом в 2017 г. стал проект глубокой модернизации сухогруза Donmaster Spirit, длина которого была увеличена до 119 м за счет использования 23-метровой вставки. Благодаря этому судно получило новый трюм и увеличило дедвейт на 14% — до 4900 т.
В нынешнем году компания Новинского сообщила о 100%-ной загрузке мощностей Херсонской верфи, на которой находилось в ремонте 22 судна.
Химовозы для голландской группы VEKA — новая продукция Николаевской и Херсонской верфей SMG
В середине июня в Херсоне началось строительство одного из двух насыщенных корпусов танкеров-химовозов для голландской компании VEKA Shipbuilding WT B.V. Менее чем за год SMG изготовит насыщенные корпуса, выполнит их покраску, проведет монтаж общесудовых систем трубопроводов, а также произведет монтаж палубного насыщения. Второе судно будет построено на Николаевской верфи. Стоимость контракта составит свыше 145 млн. грн.
Своеобразную модель вертикальной интеграции реализует и агропромышленный холдинг «Нибулон». Являясь одним из крупнейших экспортеров зерна, компания Алексея Вадатурского купила в Николаеве верфь и занялась строительством барж и буксиров для перевозки собственной агропродукции, а затем и других типов судов.
Производственная программа ССК «Нибулон» на 2018—2019 гг. предполагает спуск на воду четырех буксиров проекта POSS 115, самоходного крана с возможностью хранения 10 т груза и двух многоцелевых буксиров проекта Т 3500.
Газета 2000
Свежие комментарии